Текст: Игорь Некрасов

Дизайнер: Дмитрий Андреевский

Танки Первой мировой



О Р У Ж И Е
П Е Р В О Й
М И Р О В О Й:
Т А Н К И
Не гений маршала Фоша побил нас, а генерал Танк.
Ганс фон Цвель, командир VII резервного корпуса германской армии
Объект находился в местечке Тетфорд, в графстве Норфолк. Строжайшая секретность, вооруженная охрана по всему периметру. Команда, которая именовалась как-то странно: тяжелый взвод пулеметного корпуса. Именно здесь готовили к отправке на Западный фронт железных монстров. Надо было запутать немцев, поэтому машинам придумывали странные названия: «бак», «цистерна», «резервуар»… В общем, то, что едет на фронт, называлось TANK. Чтобы никто не догадался.
Самцы и самки
Впервые танки появились на поле боя в 1916-м, а вот относительно того, кто их изобрел, ведутся споры. Предшественниками танков называют боевые повозки Вальтурио, изобретенные в 1472 году. Нечто похожее на танк предлагал своему патрону Лодовико Сфорца гениальный Леонардо да Винчи. Таких «прототипов» в истории можно отыскать великое множество.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи предлагал своему покровителю Лодовико Сфорца машину, похожую на танк
Если сузить определение: «машина с двигателем внутреннего сгорания тракторного типа»,– то сразу вспоминаются американец Бенджамин Холт и английская компания Richard Hornsby & Sons. Но вплотную созданием военной техники нового типа первыми занялись англичане. И первые танки появились тоже у них.

19 сентября 1915 года были проведены испытания первой опытной машины под названием «Маленький Вилли». Ее забраковали, но процесс, что называется, пошел. Через несколько месяцев уже «Большой Вилли» был одобрен военным министерством. Танк (он, правда, тогда еще так не назывался) отвечал двум главным требованиям: взбирался на вертикальную поверхность высотой 1,5 м и пересекал канавы шириной 2,4 м. Руководство решило: все, в добрый путь.

Танки отправили на фронт недоработанными и в недостаточном количестве. Но это история не про технику, а про людей, которые принимали решения.
Первым тяжелым танком, принимавшим участие в боях, стал Mk I («Вилли» переименовали). В дальнейшем использовались его различные модификации – Mk II, III, IV, V. Ироничные англичане ухитрились пошутить даже над смертоносными машинами. Танки исключительно с пулеметным вооружением назывались самками (female), а с пушками – самцами (male). Когда началась работа над танком с комбинированным вооружением, его, разумеется, окрестили гермафродитом.

Среди британских танков Первой мировой следует также отметить «Уиппет» («Борзая»), легкий танк, передвигавшийся вдвое быстрее тяжелых.
Вперед, Франция!
Французы, вечные соперники, а в Великой войне – союзники англичан, взялись за создание танков позже «туманного Альбиона». Зато с большим энтузиазмом. Военные инженеры сразу сделали акцент на разнообразие технических новшеств, а руководители – на массовость. В результате гандикап был быстро отыгран. В 1917 году французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» уже вовсю воевали.

Но особая гордость Франции – это, конечно, легкий «Рено FT-17», который большинство экспертов считает лучшим танком Первой мировой. Достаточно сказать, что в армиях самых разных стран он использовался вплоть до начала 1940-х годов!
Предмет гордости французов – первый серийный легкий танк «Рено FT-17». 1917 год.
«Рено FT-17» – первый танк классической компоновки. Отделение управления впереди, боевое – в центре, моторное – сзади. Легкий, маневренный, к тому же достаточно дешевый в производстве, FT-17 стал самым массовым танком Первой мировой войны.
Немецкий «беспорядок»
Удивительно, но Германия, самая динамично развивавшаяся из мировых держав, с танками безнадежно отстала. Тому есть объяснение с точки зрения немецкой военной доктрины, но практика всегда вносит изменения в теорию. В общем, когда Англия и Франция уже наладили производство танков, Германия была только в начале пути. И, по большому счету, исправить ситуацию уже не могла.
Немецкий A7V, участвоваший в первом танковом бою при Виллер-Бретоннё 24 апреля 1918 года.
Так что немецкий танк A7V – это своего рода памятник немецким просчетам и комплексам. Гигантский (молодая Германская империя всегда хотела иметь все самое большое), сделанный слишком поздно и непонятно для чего предназначенный. Громоздкая, неповоротливая машина с экипажем в 18 (!) человек, своего рода передвижная крепость. Вид устрашающий, эффект – так себе.
Лесной «Нетопырь»
Изучая историю русского танкостроения, можно узнать много интересного. Например, что Россия – родина танков. Что российский изобретатель Василий Менделеев (сын великого химика) разработал первый проект сверхтяжелого танка… Дело, однако, в том, что на полях Первой мировой русские танки так и не появились. Хотя это не значит, что Россия не создавала танки. Но опыт был, прямо скажем, неудачным.
Царь танк
В 1915 году в России был построен самый большой танк в мире. Конструктор Николай Лебеденко сделал огромное трехколесное чудовище, которое назвали «Нетопырь». 15 человек экипажа, две пушки, несколько пулеметов. Вес – 40 тонн (!). На испытаниях в лесу близ станции Орудьево танк сразу заглох и.застрял. В серию его, к счастью, не пустили, да и вытащить так и смогли. В 1923 году, уже при большевиках, «Нетопыря» разобрали на металлолом.
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
Понравилось ?
Поделись с друзьями !