Текст: Мурат Куриев

Дизайнер: Дмитрий Андреевский




Сладкая ложь

Мария Антуанетта: кто "испек" историю с пирожными





– Чего хотят эти люди там, за окном?

– У них нет хлеба, ваше величество.

– Нет хлеба? Пусть едят пирожные!
Примерно в таком виде эта история кочевала по советским учебникам истории – вузовским и школьным – в качестве наглядного примера, как страшно далека от народа была монархия, как чужды были интересы простых людей королям и тиранам. И кто после подобных слов станет жалеть Марию Антуанетту, казненную народом, который хотел хлеба, а не пирожных?

А что на самом деле? Да как в старом анекдоте про N, который выиграл «Волгу» по лотерее. Правда, только не в лотерею, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл… И так далее. Пирожные Марии Антуанетты – самый настоящий миф, при этом очень живучий. Откуда же взялась эта «сладкая ложь» с горьким историческим привкусом?
«Мы получили все почести, которые только можно представить, но не они тронули меня более всего. То, что действительно впечатляло, были бедняки, которые так ревностно выражали свою радость, несмотря на душащие их налоги… Я не могу описать тебе, моя дорогая мама, ту привязанность и радость, которую каждый проявлял к нам. Уходя, мы позволили людям из толпы поцеловать нам руки, что доставило им огромное удовольствие. Какое счастье, что персоны нашего ранга могут с такой легкостью завоевать любовь целой нации. Я ценю эту любовь и никогда не забуду ее».
Это отрывок из письма Марии Антуанетты матери, императрице Марии Терезии, от 14 июня 1770 года, написанного сразу после приезда в Париж. Лет через пятнадцать «благодарные подданные» королевы будут называть ее «мадам Дефицит» и «презренная австриячка». Еще через 23 года тысячи парижан соберутся посмотреть на ее казнь. Марию Антуанетту будут проклинать, и клич: «Да здравствует республика!» – станет самым безобидном из того, что она услышит на пути к эшафоту. В этой трансформации настроений история с пирожными сыграла не последнюю роль. А началось все еще до появления «австриячки» во Франции.
В знаменитой «Исповеди» просветителя Руссо есть такой фрагмент. Некий важный господин стесняется купить… хлеб у булочника. И вспоминает совет одной принцессы.
«Когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила:
«Пусть едят бриоши!»
Бриошь – это сладкая булка из сдобного теста, сделанная на пивных дрожжах с добавлением масла. Деликатес абсолютно французский. Напишите тем же советским людям про бриошь, и они забудут про Марию Антуанетту. Так что на смену шедевру нормандской кулинарии постепенно пришли… пирожные. Понятно всем.
Идем дальше. У Руссо фигурирует какая-то безымянная принцесса, которой Мария Антуанетта даже теоретически не могла быть! «Исповедь» просветитель писал с 1766 по 1770 год. История про бриоши записана в 1769, а значит, Мария Антуанетта еще жила в Австрии и о замужестве только мечтала.

десерты (выставка в Архангельском)
фото из архива редакции
И тем не менее именно Руссо историки считают главным «виновником» появления «легенды о пирожных». Но самое интересное, что во время Французской революции в многочисленных памфлетах, изобличавших монархию, про «бриоши» тоже почти никто не вспоминает! Хотя обвинений в адрес королевы более чем достаточно. Справедливы ли они?
Кадр из фильма «Мария Антуанетта» режиссера Софии Копполы, 2006.
Это для долгого разбирательства. Если оставить его профессионалам, можно поступить так. Две крайности: относительно недавний фильм Софии Копполы «Мария Антуанетта» и одноименный роман Стефана Цвейга. Дочь великого режиссера вообще-то сняла фильм не про историю, а про гламур XVIII века. Королева быстро оказывается в гедонистском раю, там и живет . Пирожных в фильме – горы. Пирожные здесь едва ли не главный символ – то ли жизни, то ли смерти – кому как больше нравится.

Знаменитый писатель к истории относится бережнее, но у него свое видение. В романе Цвейга Мария Антуанетта – фигура абсолютно трагическая, эдакая невинная жертва. Читатели, зрители – все делают свои выводы.

Тратила ли Мария Антуанетта безумные деньги на наряды и развлечения? Разумеется! Но при этом она была ЖЕНОЙ короля, а не его любовницей. Были ли у нее романы на стороне? Да, но к мужу и детям она относилась очень трепетно. Шляпки и прически за годовой налог целой деревни? Конечно! Так ведь и благотворительностью королева занималась, а к народу относилась по меньшей мере сочувственно. Какой из этого следует вывод? Да не такой уж и плохой королевой была Мария Антуанетта, а человеком и вовсе хорошим. Уж не сравнить со многими сумасбродными кровопийцами, которыми буквально напичкана история. Ее просто выбрало ВРЕМЯ

Когда судили ее мужа Людовика XVI, ему дали адвокатов, позволили общаться с семьей. Суд над Марией Антуанеттой был фарсом. Ей не разрешили ничего, даже попрощаться с детьми. Ее унижали, как могли: король-то хотя бы француз, а к «презренной австриячке» никакой жалости! Священника, который пришел исповедать ее, королева спросила, присягнул ли он республике. Услышав утвердительный ответ, Мария Антуанетта отказалась общаться с аббатом. Уже на пути к эшафоту священник все же решил ее напутствовать: «Наступил момент, когда вам нужно набраться мужества, мадам». «Не беспокойтесь»,– ответила королева,– оно меня не оставит». И достойно приняла смерть.

За свою легкомысленность, за гедонизм, за стремление спасти монархию и семью Мария Антуанетта заплатила собственной жизнью. В этой драме только пирожных не хватало. В общем, когда историки кормят вас бриошами, совершенно не обязательно их есть.
десерты (выставка в Архангельском)
фото из архива редакции
десерты (выставка в Архангельском)
фото из архива редакции
НЕ ПРОПУСТИТЕ:
Понравилось ?
Поделись с друзьями !