Голоса страны

7 января состоится премьера фильма «Голоса большой страны». Успех картине практически гарантирован: в нем снялись участники шоу «Голос», одного из главных хитов российского телевидения последних лет. Historicum решил вспомнить историю отечественных музыкальных телеконкурсов.
Конкурс для Пугачевой

В Советском Союзе очень любили всяческие конкурсы певцов и артистов, молодых и не очень. Практически в каждом крупном городе или как минимум в республике существовал свой – для молодых исполнителей популярных песен, а главным был Всесоюзный конкурс артистов эстрады, который учредили аж в 1939 году. Его создал Комитет по делам искусств с целью привлечь на эстраду новые имена. Согласитесь, звучит очень современно: все нынешние «Фабрики звезд» и «Голос», когда начинались, именно такую цель и преследовали. Состязание было довольно интересно устроено: раз в четыре года, исключая длительный перерыв на время Великой отечественной войны, серьезнейшее жюри – уровня композитора Дунаевского и великого писателя Зощенко – выбирало певцов, юмористов, артистов разговорного и оригинального жанра. Собственно, так тогда эстраду и понимали: не только песни, а все развлекательное. Легкий жанр, что называется.

На первом же конкурсе, в декабре 1939-го, лучшей певицей признали Клавдию Шульженко, а лучшим артистом разговорного жанра – Аркадия Райкина. Такой уровень и поддерживали, угадывая будущих звезд. Скажем, лучший вокалист 1970 года – Лев Лещенко. А в 1974 году на Пятом конкурсе в этой номинации победила Алла Пугачева.



Слева направо: Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Эдита Пьеха
Ягода года
Молодых и непроверенных артистов на телевидение не пускали, слов «клип» и «ротация» в Советском Союзе просто не существовало.

В Советском Союзе не существовало чартов, хит-парадов и прочих рейтингов популярности. Функцию ежегодного хит-парада, «шлягеров в законе», выполняла программа «Песня года». Она выходила в оригинальном виде с 1971-го по 1991 год с соответствующими названиями: «Песня-71» и так далее. Принцип прост, как у всех итоговых программ, основанных на хит-парадах: год мониторятся самые популярные песни, потом артисты поют их под фонограмму. Победителя определяет профессиональное жюри. Песни отбирались, судя по ощущениям, действительно честно. То есть если вы весь год из каждого утюга слышали, скажем, «Малиновку», то будьте уверены, что группа «Верасы» изобразит ее на экране в январе следующего года.
Молодых и непроверенных артистов на телевидение не пускали, слов «клип» и «ротация» не существовало, так что появление в середине 80-х Всесоюзного конкурса молодых исполнителей стало сенсацией. Он проходил в «советской Европе» – в Латвии, в курортном городе Юрмала, в концертном зале «Дзинтари». «Юрмала» сразу стала брендом, более того, она таковым и сейчас остается, хотя в оригинальном виде конкурс проходил всего-то четыре года – с 1986-го по 1989-й. Жюри оценивало и артистизм, и хороший вокал.
Не сказать чтобы конкурс открыл много новых звезд. Например, в 1986 году гран-при получил латыш Родриго Фоминс, второе место отдали русской Валентине Легкоступовой. Именно на конкурсе в Юрмале ее заметил мэтр Вячеслав Добрынин и написал для нее песню «Ягода-малина», которая в том же году прославила двадцатилетнюю Легкоступову на весь СССР. С тех пор она остается классическим героем одного хита, ибо мало какие песни Добрынина и иных авторов могут сравниться по популярности с «Ягодой». И, как ни посмотри, но главной сенсацией «Юрмалы» был и остается по сей день Александр Малинин. Уроженец Свердловска и выпускник Московского музучилища имени Ипполитова-Иванова, к тому моменту (1988 год) он уже опытный тридцатилетний артист. Его выступление стало настоящей сенсацией: высокий мощный голос, чистый хрустальный тембр и «рокерская» внешность – длинные русые волосы, серьга в ухе. В 1988-м это все еще вызов. Прославившись на всю страну, Малинин навсегда оставил рок- и поп-репертуар и стал чуть ли не главным в нашей стране исполнителем русских романсов. В том же году 3-е место и приз зрительских симпатий получила узбечка Азиза Мухамедова, более известная как просто Азиза.


Восход и закат звезды



В 1990 году, за год до распада Советского Союза, «Юрмала» мирно разделилась на два конкурса: собственно юрмальский, пролатышский, и «Ялта», то есть пророссийский. Ни тот ни другой уже не были столь интересными и влиятельными. Но у старой советской «Юрмалы» несколько лет спустя появились «преемники»: «Утренняя звезда» и «Новая волна».

Все славные годы «Юрмалы» конкурс вел Юрий Николаев – телезвезда, легенда и символ советского музыкального вещания, многолетний ведущий «Утренней почты». Он же в 1991 году на Первом канале запустил «Утреннюю звезду» – отечественный вариант построения здорового шоу-бизнеса снизу. По такой схеме нужно выискивать маленьких и талантливых и выращивать из них звезд. В Штатах из участников детских телешоу вырастают мегазвезды калибра Бритни Спирс и Джастина Тимберлейка, это по идее могло получиться и у «Звезды». Детишек отбирали по всей стране, соревновались они в пении и в танцах. И если кто и запомнился из выходцев «Звезды», то это Юлия Началова. Остальных, похоже, постигла судьба Робертино Лоретти, как в известной киношутке: «А куда он делся? – Вырос».
В 2002 году гендиректор Первого Константин Эрнст снял с эфира «Утреннюю звезду», мотивировав свое решение тем, что шоу будет конкурировать с новейшим проектом канала – «Фабрикой звезд», российским вариантом Star Academy. Николаев стал делать «Звезду» на ТВЦ, но там шоу продержалось лишь год, до ноября 2003-го.

Слева направо: Раймонд Паулс и Илья Резник, Азиза, Сергей Лазарев
Массовое телепроизводство
Участников набирали в прямом смысле с улицы: кто угодно мог пойти на кастинг, отстоять на улице длинную очередь, выступить и...

Как показала жизнь, Эрнст точно прочувствовал Zeitgeist: времена изменились, актуальным тележанром стали реалити-шоу, и «Фабрика звезд», как и аналогичный проект Второго канала «Народный артист», отвечали новому тренду. Не просто конкурс, а жизнь напоказ. Участников набирали в прямом смысле с улицы: кто угодно мог пойти на кастинг, отстоять на улице длинную очередь, выступить и... Вообще-то шансы были ничтожны: на все кастинги приходили тысячи человек, отнюдь не только сумасшедшие и бездари, а отбирают и селят в «Звездный дом» для обучения премудростям сценического искусства от 14 до 18 «полуфабрикатов».

Победитель – один. Награда – запись альбома, эфир и прочие преференции. На деле получилось вот что. Во-первых, новичков с улицы быстро сменили артисты, которые уже поработали в шоу-бизнесе и рассматривали «Фабрику» или «Артиста» как способ раскрутки карьеры. А еще дети знаменитостей: например, Стас Пьеха или Никита Малинин. Первые сборники с творчеством «полуфабрикатов» стали хитами рынка. Ради смеха люди сметали кассеты с «Шоколадным зайцем» афророссиянина Пьера Нарцисса, «Вовой-чумой» Ираклия Пирцхалавы и «Когда я стану кошкой» Маши Ржевской. Казалось: вот они, долгожданные новые лица российской поп-музыки. Молодой, качественной, сексуальной и забавной.



Однако в конечном итоге звездами участники «Фабрики» оставались только во время эфира шоу. По окончании очередного сезона интерес к ним резко падал. Успешными артистами оставались только те, с кем потом занимался продюсер. Как, например, это было со сконструированной Игорем Матвиенко группой «Корни». Бывший ее участник, вокалист и бас-гитарист Павел Артемьев, рассказывал автору этих строк, что десять лет коллектив жил припеваючи: продюсерский центр Матвиенко все делал для них и за них, вопросы гастролей, маркетинга, логистики, пиара и прочего музыкантов не касались. Когда Артемьев наконец решился делать сольную карьеру, ему в прямом смысле пришлось начинать с нуля. Юлия Савичева работала с Максимом Фадеевым (они оба из Кургана и дружат семьями) и, отправившись в 2004 году на «Евровидение» принесла России 11-е место. А вот, например, любимчика Аллы Пугачёвой по имени Майк Мироненко кто сейчас вспомнит?
Тем временем страну накрыла волна ностальгии по временам не таким уж отдаленным. В 2002-м композиторы Раймонд Паулс и Игорь Крутой решили возродить «Юрмалу», правда под названием «Новая волна», существенно расширив ее рамки. Теперь это был не только – да и по-хорошему не столько – конкурс молодых исполнителей, сколько эдакая курортная сборная солянка из звезд 80-х и юмористов, как экс-советских, так и европейских. Молодых исполнителей, впрочем, тоже показывали. Теперь они приезжали со всего мира, из самых разных его уголков. В первый же год от России на «Волну» отправился англоязычный дуэт Smash!!, свежеиспеченный аналог «Тату», только не из девочек, а из мальчиков. Русское отделение Universal Music планировало раскрутить их на Западе по горячим следам сверхуспешных «Тату», так что «Новая волна» – своего рода тренировка. Конкурс дуэт Влада Топалова и Сергея Лазарева выиграл легко, ребята стали звездами, но не в «Европах», а в России. И до сих пор они, пожалуй, самые успешные участники «Волны».
Из-за ухудшения отношений Латвии и России конкурс в 2014 году перенесли в Сочи. Формальный повод – запрет на въезд в Латвию некоторым деятелям российской эстрады, поддержавшим присоединение Крыма.

Возвращение к телевизору
Наконец, самый новый, новаторский и сенсационный музыкальный телепроект – «Голос». Последние пару лет, кажется, нет ни одного человека, кто не посмотрел бы хотя бы один выпуск этой русской версии американского реалити-шоу The Voice. Даже те, кто «выбросил телевизор 10 лет назад». Они смотрят трансляции и записи в Интернете, обсуждая участников в соцсетях. Константину Эрнсту удалось невозможное: он вернул продвинутую публику к «зомбоящику».

Идея Voice/«Голос» проста. Отбор всех желающих, критерий – красивый голос. Отобранный через мелкое сито конкурсант занимается с наставником из маститых профессионалов шоу-бизнеса. Те подбирают репертуар, ставят номера и так далее. Потом – игра на выбывание. Опять-таки, как и в «Фабрике», почти сразу случилось нашествие профессионалов. Этнозвезда из Узбекистана Севара Назархан, продюсер и композитор Антон Беляев, московский рокер из 70-80-х Андрей Давидян – после «Голоса» они собирают в Москве большие залы. Давидян жалуется, что из-за плотного гастрольного графика («Надо отбивать!») не может приступить к записи сольного альбома.

У всех профи, видимо, свои резоны, и сейчас уже очень многие артисты клубного уровня рассматривают участие в «Голосе», причем любое, даже вылет на «слепых» прослушиваниях как ступеньку в карьере. Это, конечно, чересчур. Например, прекрасная соул-певица Софи Окран, проработавшая много лет в группе «Квартал», теперь на афишах именуется как «участница "Голоса"» или как-то так. С критериями «голосистости» у новой команды наставников (Полина Гагарина, Александр Градский, Григорий Лепс, рэпер Баста) тоже странно: так, на «слепых» прослушиваниях зарубили стильную певицу Варвару Визбор, потому что у ней «песня нединамичная». Это вызвало бурную дискуссию в соцсетях: при чем здесь песня, если отбор идет по голосу?.. Визбор, впрочем, как клубные площадки собирала, так и собирает. Вот уж действительно: плохой рекламы не бывает.

Автор: Александр Беляев
Понравилось?
Поделись с друзьями!
~
читайте также