Спутник из дуропласта
Это случилось почти 25 лет назад, в апреле 1991 года. С конвейера завода VEB Sachsenring в немецком городке Цвиккау сошел последний автомобиль Trabant – один из главных символов социалистической Германии. Машина, к которой не было равнодушных, которая разделила жителей бывшего соцлагеря на сторонников и противников.
На фото: Падение стены, 1989 год. Трабант пересекает границу между Западным и Восточным Берлином в районе Борнхольского моста
Идея создания народного автомобиля не давала покоя конструкторам разных стран. Сделать машины доступными даже для простых рабочих и служащих уже в конце 30-х годов прошлого столетия стало теоретически реально: технологии производства двигателей и других компонентов перестали быть эксклюзивными, а значит, очень дорогими. Эксперименты следовали один за другим, среди предлагаемых конструкций были как невероятно экзотичные, так и вполне себе жизнеспособные – даже по современным меркам.

Созданием народного автомобиля в начале 50-х озаботились и в ГДР. После бомбежек чудом уцелел автозавод Audi в Цвиккау, и уже в 1948 году здесь наладили выпуск модели IFA F8. Каркас кузова IFA F8 был деревянным. Ничего удивительного: более современным материалам взяться было неоткуда. Сталь – в дефиците, причем не только в ГДР, но и на всей территории соцлагеря, приходящей в себя после войны.


модель IFA F8
У автомобиля с каркасом из дерева шансы стать народным были очень призрачными, поэтому поиск новых материалов стал стратегической задачей. Решили ее немецкие химики, предложившие использовать новый состав на основе смеси фенолформальдегидной смолы и текстильных обрезков. Перспективный материал назвали дуропластом, от латинского dura – «выносливый». Пластик получился дешевым, но вместе с тем прочным и подходящим для штамповки.

народный автомобиль
В начале 50-х абстрактное понятие «народный автомобиль» было более четко сформулировано правительством ГДР:
машина должна иметь двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 400-500 куб. см, вес – не более 600 кг, вмещать не менее четырех человек и стоить не более 4000 марок. Были даны и указания по поводу материалов кузова: пластик, и никакой больше фанеры.
Под эти требования и стали разрабатывать будущий народный автомобиль. Дуропластовые технологии уже получили активное развитие, и создание пластикового кузова не представляло проблем. Спустя несколько лет работы инженеры и дизайнеры были готовы показать свое детище. Премьеру в 1957 году, как было принято в советские времена, приурочили к годовщине Октябрьской революции. И даже название модели придумали очень даже патриотичное – Trabant, что можно перевести как «спутник». Ведь именно в 1957-м Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Но название имело и менее патриотический подтекст: автомобиль в самом полном смысле слова должен был стать спутником и надежным товарищем социалистической семьи.






Машина получилась очень легкой и динамичной. При весе всего 600 кг 17-сильный моторчик разгонял Trabant P50 до 90 км/ч. Весьма скромные габариты позволяли ему тем не менее с успехом перевозить четыре человека и их багаж.

Очереди за народным автомобилем выстроились сразу же после его поступления в продажу. Сначала желающим обещали поставку через месяц, затем через год, потом через два, три и даже пять. Спрос был настолько ошеломляющим, что максимальный срок ожидания автомобиля доходил до 10 лет! Trabant P50 с пробегом продавали не просто не дешевле, но и намного дороже, чем новый. Один из жителей Восточной Германии позже напишет в своих мемуарах:
"Покупка Trabant стала, пожалуй, третьим по значимости событием в моей жизни после женитьбы и окончания войны. На улицах ко мне то и дело подходили прохожие с просьбой показать автомобиль и рассказать о нем, причем слушали меня с замиранием сердца, словно я рассказываю о роскошном средневековом замке. Уже через месяц у меня оказалось четыре покупателя, которые готовы были ждать сколько угодно до тех пор, пока я не решу продать свой автомобиль."
Надо заметить, Trabant оказался довольно надежной машиной, так что в покупке бэушного экземпляра не было ничего предосудительного. Пластиковый кузов оказался более живучим по сравнению с деревянными и металлическими конструкциями, простенький двигатель имел воздушное охлаждение, никаких водяных помп и магистралей. Неудивительно, что модель P50 была востребована в том числе и в Западной Европе, где долгое время оставалась самым доступным, если говорить о полноценных четырехместных автомобилях, личным транспортом. Однако дефицит, а также активное развитие автомобильной промышленности в скором будущем свели спрос на нет.
Руководство ГДР в условиях многолетних очередей вкладывать деньги в разработку новых моделей посчитало излишним. Действительно, зачем? Тем не менее модель постепенно модернизировали, увеличивая мощность двигателя и добавляя новые опции. Рестайлинговая версия первого Trabant, появившаяся в 1962 году, получила название Р601. С минимальными изменениями именно этот автомобиль и выпускался вплоть до 1991 года. За неполные 30 лет выпуска он стал предметом не только обожания, но и ненависти. Его упрекали за хлипкую конструкцию, чадящий и шумный двигатель. У владельцев Trabant в споре с оппонентами с каждым годом оставалось все меньше аргументов. Некогда высокотехнологичный и современный автомобиль на фоне развития западной промышленности постепенно превращался в раритет. Ничего не напоминает? Все верно, примерно та же история произошла с автовазовской классикой. Различные модели «Жигулей», в свое время ставшие объектом презрения, сегодня скупают и стараются привести в первозданный вид.


Кстати, проект Trabant не так давно пытались возродить: некие энтузиасты выкупили права на марку и в 2009-м на автосалоне во Франкфурте представили современную версию знаменитого «трабанта». Впрочем, согласитесь, автомобиль с электродвигателем, АБС и подушками безопасности никогда не будет вызывать столь теплые чувства, как его дуропластовый прообраз.


Автор: Л. Воробьев
Фото: Gettyimages, Shutterstock
Понравилось?
Поделись с друзьями!
~
читайте также