HISTORICUM MAG
Повелители
северных морей
Россия — единственная страна в мире, имеющая атомные ледоколы. Гигантам с ядерной силовой установкой не страшны льды и холодные воды Арктики.
Большая часть ископаемого богатства России, нефть и газ, ценные руды и важные минералы, находятся у побережья Северного Ледовитого океана. Добраться к ним можно только вспарывая метровые арктические льды, что и делают российские атомные ледоколы. Легко, как перочинный ножик подарочную упаковку.

Как все начиналось
Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в Филадельфии. В России первым судном подобного типа стал "Пайлот", который использовался для проведения торговых судов через льды Финского залива в порт Санкт-Петербурга. В 1896 году в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. В это же время возникла необходимость доставлять грузы в труднодоступные районы русского севера. В 1898 году в Ньюкасле был построен "Ермак" — первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики. Позднее строительство ледоколов было освоено в России. С 1921 по 1941 год Балтийский завод построил для арктических вод еще восемь судов. А в 1953 году было принято решение построить первый в истории атомный ледокол.
"ЛЕНИН"
ПЕРВОЕ В МИРЕ НАДВОДНОЕ СУДНО С ЯДЕРНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ, ПОЛУЧИВШЕЕ НАЗВАНИЕ «ЛЕНИН», БЫЛО СПУЩЕНО НА ВОДУ 5 ДЕКАБРЯ 1959 ГОДА. ДЛИНА СОСТАВЛЯЛА 134 МЕТРА, ШИРИНА — 27,6 МЕТРА, ВЫСОТА — 16,1 МЕТРА. ЛЕДОКОЛ ИМЕЛ ДВА ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРА, ЧЕТЫРЕ ТУРБИНЫ ОБЩЕЙ МОЩНОСТЬЮ 32,4 МВТ И МОГ РАЗВИТЬ СКОРОСТЬ 18 УЗЛОВ.
Первый поход в Арктику атомного ледокола "Ленин". Ученые берут пробу льда.
Начало навигации — 19 августа 1960 года, длительность 3 месяца и 10 дней.
Фото: Евгений Халдей
Водолаз атомохода "Ленин" готовится к спуску под воду.
Фото: Евгений Халдей
Арктика. Атомоход "Ленин" во льдах. В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее архипелага Северная Земля. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке.
Фото: Валентин Кунов / Фотохроника ТАСС
Юрий Сергеевич Кучиев (1919 - 2005)

С 1944 по 1962 годы — помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков»,
«Илья Муромец», «Красин». С 1962 по 1971 годы — капитан ледоколов «Мурманск», «Киев», дублёр капитана атомного ледокола «Ленин», с 1964 — капитан. С 1971 года капитан атомного ледокола «Арктика». 17 августа 1977 года этот ледокол стал первым в мире в надводным судном, которое достигло вершины планеты. За этот поход капитан получил звание Героя Советского Союза. В 1997 году Юрий Сергеевич вышел на пенсию, проживал в Санкт-Петербурге. Умер 14 декабря 2005 года. Его прах, вместе с прахом умершей в 1999 году жены, был торжественно развеян над морем в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал».
Фото: Макс Альперт
Первое в мире гражданское судно с ядерной силовой установкой, атомный ледокол "Ленин"
встал на место вечной стоянки в порту Мурманска. На его борту планируется открыть музей Арктики.
Фото: Сергей Ещенко
"АРКТИКА"
ВТОРОЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ, ПЕРВОЕ СУДНО, ДОСТИГШЕЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА. "АРКТИКА" БЫЛА СПУЩЕНА НА ВОДУ ЧЕРЕЗ 16 ЛЕТ ПОСЛЕ "ЛЕНИНА". ДЛИНА СУДНА — 148 МЕТРОВ, ШИРИНА — 30 МЕТРОВ, ВЫСОТА БОРТОВ БОЛЕЕ 17 МЕТРОВ. МОЩНОСТЬ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ — 55 МВТ. «АРКТИКЕ» ПОКОРЯЛИСЬ ДАЖЕ 5-МЕТРОВЫЕ ЛЬДЫ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЛЕДОКОЛ ВЫВЕДЕН ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Вид из кабины вертолёта на атомный ледокол "Арктика".
Фото: М. Начинкин
Атомный ледокол «Арктика» зажат льдами.
Фото: Николай Зайцев
Атомный ледокол "Арктика". Реакторный отсек.
Фото: М. Курносов
Атомный ледокол "Арктика" во льдах Арктики, 1975 год.
Фото: Роман Денисов
"сибирь"
ТРЕТИЙ В МИРЕ ЛЕДОКОЛ С ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ, ВТОРОЕ НАДВОДНОЕ СУДНО, ДОСТИГШЕЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА.
Третий атомный ледокол "Сибирь" спущен на воду в 1978 году. На судне установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь и факс, имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, тренировочный зал, бассейн, сауна. "Сибирь" достигла вершина планеты 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут по московскому времени. В настоящее время ледокол полностью подготовлен к утилизации, которая состоится после 2015 года.


Фото: Семен Майстерман / Фотохроника ТАСС
«Сибирь» на Северном полюсе.
Карта-схема высокоширотной научной экспедиции на атомном ледоколе "Сибирь".
"РОССИЯ"
"РОССИЯ" — ЧЕТВЁРТЫЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ, МОЩНОСТЬ КОТОРОГО ДОСТИГАЛА 55,1 МВТ. "РОССИЯ" СТАЛА ПЕРВЫМ ЛЕДОКОЛОМ, НА КОТОРОМ НАЧАЛИ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ КРУИЗЫ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС.
Российский атомный ледокол типа «Арктика», заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года.
Атомный ледокол "Россия" во льдах Карского моря.
Фото: Семен Майстерман / Фотохроника ТАСС
"СЕВМОРПУТЬ"
ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО (ЛИХТЕРОВОЗ) С АТОМНОЙ
СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ
Атомный лихтеровоз "Севморпуть", спущенный на воду в 1988 году, имеет ядерный реактор и способен работать во льдах толщиной до 1 метра. Его задача — доставлять различные грузы в северные районы. "Севморпуть" перевозит не только контейнеры, но и лихтеры — небольшие плоскодонные суда, которые потом могут доставлять грузы по рекам и мелководью.
Мурманск. Лихтеровоз "Севморпуть" в морском порту перед отправкой в рейс.
Фото: Семен Майстерман / ИТАР-ТАСС
"ТАЙМЫР"
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ПРОВОДКИ СУДОВ В УСТЬЯ СИБИРСКИХ РЕК
Главная отличительная черта "Таймыра" — уменьшенная осадка. Назван в честь одноименного ледокольного парохода начала XX века. Ледокол был построен в 1989 году в Финляндии на судоверфи в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование и сталь были советского производства. Силовая установка развивает мощность в 50 000 лошадиных сил и позволяет ледоколу идти через лёд толщиной в два метра. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C. В Хельсинки же через год был построен второй ледокол серии — «Вайгач».
Россия. Мурманская область. Атомный ледокол "Таймыр" в порту Дудинка.
Его планируют модернизировать в 2020 году.

Фото: ИТАР-ТАСС / Денис Кожевников / апрель 2005 г.
1938 год. Ледокольный пароход "Таймыр" на пути к лагерю папанинцев.
На снимке: команда скалывает лед с обледеневшей палубы.

Фото: Яков Халип / Фотохроника ТАСС
"СОВЕТСКИЙ СОЮЗ"
"СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" — РОССИЙСКИЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ КЛАССА "АРКТИКА".
У ИСТОРИИ ЕСТЬ СВОЕ СТРАННОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА — АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ" БЫЛ ВВЕДЕН В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В 1989 ГОДУ, НЕЗАДОЛГО ДО ФАКТИЧЕСКОГО РАЗВАЛА СССР. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ СУДНО МОЖНО БЫСТРО ПЕРЕОБОРУДОВАТЬ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ. ЛЕДОКОЛ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ И АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА. ТЕПЕРЬ ЕМУ НАШЛАСЬ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА — ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ АРКТИКИ. БОЛЬШИНСТВО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕГОДНЯ АТОМОХОДОВ ПРИНАДЛЕЖИТ К КЛАССУ "АРКТИКА". ОНИ ИМЕЮТ ДВА АТОМНЫХ РЕАКТОРА, ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА, МОГУТ ЛОМАТЬ ЛЬДЫ КАК ПЕРЕДНИМ, ТАК И ЗАДНИМ ХОДОМ. ЛЕДОКОЛЫ ЭТОГО КЛАССА СТРОИЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 30 ЛЕТ.
На фото: Россия. 1998 год 10 июля. Мурманск. В очередной поход к Северному полюсу с иностранными туристами на борту отправился атомный ледокол "Советский Союз". Первый в мире международный круиз к вершине нашей планеты восемь лет назад совершил экипаж атомохода "Россия". Затем проложенным путем стал ходить "Советский Союз", на котором созданы более комфортные условия для любителей экзотических странствий. На снимке: атомоход "Советский Союз" в арктических льдах.

Фото: ИТАР-ТАСС / Семен Майстерман
"вайгач"
ЛЕДОКОЛ "ВАЙГАЧ", КАК И "ТАЙМЫР" ПОСТРОЕН В ХЕЛЬСИНКИ ПО ЗАКАЗУ СССР В 1990 ГОДУ. ОН МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ СКВОЗЬ ДВУХМЕТРОВЫЕ ЛЬДЫ, СПОСОБЕН ВЫДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ДО -50 ГРАДУСОВ И РАЗВИВАТЬ СКОРОСТЬ ДО 18,5 УЗЛОВ.
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ — УМЕНЬШЕННАЯ ОСАДКА, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ЛЕДОКОЛ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ СУДА В УСТЬЯ СИБИРСКИХ РЕК.
Атомный ледокол «Вайгач» проекта «Таймыр». Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века «Вайгач». Заложен на верфи «Хольстрем Хисталахти» в Хельсинки (Финляндия).

Атомный ледокол "Вайгач" проводит караван судов через льды Финского залива.
Фото: Вадим Жернов
Россия. Санкт-Петербург. 2 марта. Вид на атомный ледокол "Вайгач" с капитанского мостика дизельного ледокола "Капитан Зарубин".
Фото: ИТАР-ТАСС / Руслан Шамуков
Россия. Санкт-Петербург. 2 марта. Атомный ледокол "Вайгач" помогает судам,
попавшим в ледовый плен у границ морского городского порта.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
"ЯМАЛ"
"Ямал" — седьмой корабль,
достигший Северного полюса.
Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1989 году. Встречал третье тысячелетие на Северном полюсе. Всего же "Ямал" совершил 46 рейсов к Северному полюсу. Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза. Пасть оставили по просьбе туристических компаний.
Фото: Getty images
Мурманск. 23 мая. Атомный ледокол "Ямал" идет на помощь дрейфующим на льдине полярникам российской станции "Северный полюс-34".
Фото: ИТАР-ТАСС / Лев Федосеев
"50 ЛЕТ ПОБЕДЫ"
Ледокол "50 лет Победы" на сегодняшний день крупнейший в мире. У судна есть экологический отсек, специально оборудованный для утилизации отходов.

Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено. 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Российский флаг был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года на судно участвовало в сотой экспедиции к Северному полюсу. 85 раз верхушку планеты посещали российские ледоколы, 15 раз — иностранные. "50 лет Победы" может преодолевать льды толщиной в 2,8 метра.

Вид с вертолета на движущийся к Северному полюсу атомный ледокол "50 лет Победы".
Фото: Владимир Астапкович
Фото: Christopher Michel
Фото: Christopher Michel
Фото: Christopher Michel
Всего за с 1959 по 1991 год в Советском Союзе было построено восемь атомных ледоколов и один атомный лихтеровоз. С 1991 года и по настоящее время в России были построены еще два атомных ледокола: "Ямал" (1993 г.) и "50 лет Победы" (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс. тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.
Автор: Стася Шульга
Понравилось?
Поделись с друзьями!
~
читайте также