текст: Мария Радлова
Неба царица, не в блеске лучей, в тихом предстань сновидении ей:
к столетию обретения иконы "Державная"
"Ты ушел, не зная пути,
И думал: "Скорей, скорей,
О, только б ее найти,
Не проснуться до встречи с ней",
"Сон" А. Ахматова (1915)
Это был сон: ясный, впечатляющий. Белая церковь, черная икона: две ночи (13 и 26 февраля 1917 года) Евдокия Адрианова видела во сне «царицын сад». В мистическом откровении крестьянка преклонных уже лет из слободы Перерва Бронницкого уезда безошибочно узнала Вознесенскую церковь в селе Коломенское. "Российский Вифлеем", как его называл поэт А.И. Сумароков. В этот зазор между сном и явью и устремилась Адрианова.
Отправилась искать святыню, которой суждено стать одной из самых значимых в истории XX века. Женщина пыталась отыскать образ среди множества икон храма Вознесения Господня, но сходства не обнаружила ни с одной. Церковный сторож дал совет: загляните в подвал. Там-то и лежала большая, почерневшая от времени, икона.
Та самая икона из сна!
На доске проступало изображение младенца Христа на коленях у Богородицы. В руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. Царица Небесная и Царица Земная: красное одеяние, престол с полукруглой спинкой, на голове корона, окруженная золотым нимбом. Образ был обретен 2 марта (15 по новому стилю) 1917 года. В тот же день император Николай II отрёкся от престола.
Фотограф: В.С.Терехов,
копирайт МГОМЗ

Из донесения митрополита Московского Тихона Белавина, того самого, который вскоре станет Патриархом Московским и Всея России, первым после возрождения патриаршества в России:



«Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (сверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Высота иконы 2 аршина, ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы Киево-Печерския Божия Матери. Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею
».

Патриарх Тихон (1865 – 1925). Патриарх Московский и всея России в XX веке, после восстановления патриаршества, (1917—1925)
В самом деле, после реставрации (впрочем, многие верили, что икона "обновилась" сама) образ стали возить по московским церквям и даже фабрикам. Поклониться святыне в самом Коломенском можно было лишь по воскресеньям и праздникам.
Предмет стихийного почитания, икона "Державная" была признана многочисленными богомольцами чудом из чудес. Ведь неспроста, толковали тогда в Москве, в день обретения святыни точно напротив храма Вознесения Господня на склоне, ведущем к Москве-реке, "вышел из-под земли" целебный источник.
Службу и акафист иконе "Державной" составлял лично патриарх Московский и Всея России Тихон, на излете XIX века служивший в сане епископа на Аляске, а в 1918 году писавший в своем знаменитом "Воззвании": "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы", впоследствии переживший арест, допросы на Лубянке, канонизированный уже в 1981 году.
Значение обретения образа "Державной" оказалось прозрачным для большинства верующих. Протоиерей Сергей Булгаков, богослов и философ, близкий друг Павла Флоренского (это они идут рука об руку на картине "Философы" Михаила Нестерова - как две грани духовного постижения эпохи) в статье-эссе "На пиру богов", опубликованной в 1918 году писал:
"Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена".
Этот Божий знак, тогда, в 1917, восприняла вся страна. Образ Богородицы как заступницы России становится одной из центральных тем у Максимилиана Волошина:
"А Она в тревоге и в печали

Через зыбь, грядущую глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами горит".


105 лет образ считался пропавшим, сгинувшим навсегда - из сведений изданий Патриархии стало известно о том, что "Державная" была эвакуирована в Коломенское в 1812 году из стен Кремля, пока не явила себя в "положенное время".



Символичным было и пребывание "Державной" в Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. Той самой, которую на деньги от продажи собственных драгоценностей основала великая княгиня Елизавета Федоровна и вплоть до самого ареста в 1918 году была в нем настоятельницей. Говорят, "Великая матушка" сама вышла встречать образ. В советское время икону отправили в запасники Исторического музея, а в 1990 "Державная" вернулась в Коломенское, став главной святыней Казанского храма, где находится и сегодня.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, 1917г.
На новом сломе - истории, строя, традиций – православие, уже постсоветское, обращается к иконе "Державной", в честь которой в 1995 году открыли строительство деревянной часовни, давшей начало возрождению Храма Христа Спасителя. О чуде защиты и чуде обновления вспоминал автор "Православной апологетики", филолог и богослов Иван Андреев, говоря о том, как впервые увидел обретенную святыню: "В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц и после троекратного земного поклона приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, с сердцем, захлебывающимся от горьких слез покаяния и сладких слез умиления и благодарности, смотрел я на дивную икону".
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на торжественном богослужении в честь 90-летия обретения Державной иконы, 2007
икона "Державная" в Коломенском

г. Фатима, Португалия
2008 год. Гавана, Сан-Хосе, Каракас, Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата, Сантьяго, Асунсьон. Целый месяц с октября по ноябрь икона "Державная" следовала по Латинской Америке - из прихода в приход. Беспрецедентное путешествие, во время которого образу пришли поклониться десятки тысяч человек.
Другое знаковое событие: за пять лет до этого икону привезли в знаменитую португальскую Фатиму. Крошечный городок, где практически одновременно с обретением "Державной" в Коломенском три пастушки узрели Богородицу. Таким образом икона становится еще одним символом - воссоединения "русского мира": того, что здесь, того, что преодолел "сроки страшные", и того, что там, далеко за морем.
"Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелет

Над скорбями великими плат"

("Июль 1914" А. Ахматова)

Державной заступнице России посвящена масштабная выставка в музее-заповеднике "Коломенское". История всего XX века - через призму судьбоносного события: обретения святыни. В экспозиции - более 200 раритетов: реликвии царской семьи, документы, связанные с Февральской революцией, Первой мировой войной, кадры кинохроники, фотографии. Выставка откроется 1 марта и продолжит свою работу до 25 июня 2017 года.
Понравилось?
Поделись с друзьями!