Трагедия в прямом эфире
Это увидели миллионы людей. Под радостные крики толпы зрителей, 28 января 1986 взлетает шаттл (космический челнок) «Челленджер». Через 73 секунды – яркая вспышка, взрыв. Искаженные ужасом лица родственников астронавтов. Все семь членов экипажа погибли…
Катастрофы в космосе случались и до, и после гибели «Челленджера». Можно вспомнить лишь самые крупные. В 1971 – трагедия советского корабля «Союз – 11», жертвами стали три космонавта. В 2003 – снова американский шаттл, «Колумбия», снова семь погибших. Список потерь – очень обширный, но, все же, говоря о трагедиях в космосе, люди чаще всего вспоминают именно историю с «Челленджером», потому что она стала символом.



«Семеро смелых»

Ни для кого не секрет, что полеты в космос, как для СССР, так и для США, были мощным средством в пропагандистской борьбе. Соревновались ведь не только наука и технология, соревновались и идеологии. Скажем, в советскую программу полетов включили представителей соцстран, что должно было демонстрировать «нерушимость мировой системы социализма». Подбор экипажей вообще дело непростое, тут ведь не только космос, но вполне себе земная политика. Пример «Челленджера» в этом смысле – весьма показательный.

Вот они, «Семеро смелых».
(на фото слева направо)
Криста Маколифф, 37 лет, астронавт НАСА, специалист по полезной нагрузке.
Эллисон Онидзука, 39 лет, подполковник ВВС США, научный специалист.
Грегори Джарвис, 41 год, инженер и астронавт НАСА, специалист по полезной нагрузке.
Джудит Резник, 36 лет, инженер и астронавт НАСА, научный специалист.
Майкл Смит, 40 лет, капитан ВВС США, летчик – испытатель.
Фрэнсис Скоби, 46 лет, подполковник ВВС США, командир экипажа.
Рональд МакНейр, 35 лет, физик и астронавт НАСА, научный специалист.

Оба пилота – ветераны войны во Вьетнаме. Из семерых членов экипажа – четверо уже побывали в космосе. Две женщины, один «американец японского происхождения». «Баланс» выдержан.

Однако, самым главным с точки зрения пропаганды членом экипажа была Криста Маколифф, учительница английского языка и истории из Бостона.
В какой – то момент профсоюз работников просвещения стал для Белого дома «костью в горле». Профсоюз – мощный, учителя – люди строптивые и несговорчивые, в общем, надо было что – то делать, да и предвыборная кампания на носу. Кто – то из советников Рейгана посоветовал президенту – а не отправить ли нам учителя.. в космос? Президенту идея очень понравилась. Объявили «всеамериканский конкурс», широко освещали его по телевидению. Десять тысяч участников! Победу в нем, на свою беду, одержала Криста Маколиф.

Говорят, что самым страшным испытанием трагедия «Челленджера» стала именно для детей, которых учила Криста Маколиф. Многие из них нуждались в психологической поддержке. Каково это, увидеть, как твоя учительница погибает прямо у тебя на глазах?

Мифология «Челленджера»

Например – миллионы людей убеждены, что они действительно видели катастрофу в прямом эфире. Это, конечно, заблуждение. Во – первых, шаттл стартовал в 11.39 дня, а в такое время большинство людей просто находилось вне дома. Во – вторых, трансляция на основных каналах не велась. Но сразу же после трагедии видеозапись стали показывать по всему миру, по многу раз. И, конечно, у людей возникло ощущение, что они были прямыми свидетелями события.

Еще один миф – «взрыв». Конечно, когда видишь картинку, именно «взрыв» - первое слово, которое приходит на ум. Именно эту причину катастрофы называли и практически все СМИ. На самом деле то, что произошло с «Челленджером», было чем – то гораздо более сложным. Парадокс в том, что сам шаттл не взрывался. Когда разрушился внешний топливный бак, в воздух вылетели облака жидкого водорода и жидкого кислорода, компоненты смешались, загорелись, люди увидели огромный огненный шар, его – то и приняли за взрыв.

А сам «Челленджер» продолжал лететь! И люди, находившиеся в нем, были еще живы! Едва ли не самый страшный из мифов «Челленджера». .. «Семеро смелых» не погибли при взрыве. Они даже попытались вернуть подачу электричества и восстановить контроль над полетом. Потом шаттл начал падать. Кабина ударилась о воду со скоростью 330 км/час. Именно этот удар и стал роковым.

Тут же заговорили о том, что астронавтов могли бы спасти кресла – катапульты. Многие сегодня уверены – уж теперь – то они точно стоят на «шаттлах». Нет, не стоят. Кресла тяжелы, громоздки, да поставить их можно только для пилотов, а что же делать остальным членам экипажа?
Спустя короткое время после катастрофы необыкновенную популярность получила версия – главной причиной трагедии был холод. Ее обсуждали очень активно. Особенно после того, как в прессе появились сенсационные фотографии, сделанные утром в день запуска. На снимках видны сосульки, свисающие с башен шаттла. Дотошные журналисты выяснили, что, опять - таки в день запуска, температура была самой низкой за всю историю запуска шаттлов. Аж ноль градусов по Цельсию ! Впрочем, ученые быстро доказали – температура могла сыграть какую – то роль, но точно – не решающую.
Для расследования причин гибели «Челленджера» была создана специальная Президентская комиссия, под руководством видного политика Уильяма Пирса Роджерса. Комиссия работала несколько месяцев и представила итоговый отчет. Вот те слова, которые хотели услышать Америка и мир. Причина катастрофы – «разрушение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя рядом с соединением с внешним топливным баком под воздействием горячих газов, которое было вызвано конструкторскими просчетами».

Как говорится – ничего лишнего.



Последний урок Кристы Маколифф

Незадолго до полета Юрия Гагарина в космос, в 1960 году, на космодроме Байконур произошла катастрофа, о которой советские люди узнали лишь спустя долгие годы. Обстановка в мире была напряженной, Хрущев приказал ускорить разработку межконтинентальных космических ракет. Ракету Р- 16 испытывали в спешке, конструкторы призывали главу РВСН маршала Неделина повременить с испытаниями, Неделин был непреклонен. «Что я буду говорить Никите? Ракету доработать на старте, страна ждет нас».

Топливные баки Р -16 взорвались, возник пожар, погибло свыше семидесяти человек, в том числе – маршал Неделин.
В случае с «Челленджером» без политики тоже не обошлось, и не только в пропагандистском смысле. О проблемах со злосчастными «уплотнителями» было известно и раньше. В НАСА поступали доклады на этот счет. Руководство НАСА отреагировало примерно так – если начать устранять все неполадки, то программу «Спэйс – Шаттл» придется отложить минимум на девять месяцев. Это – большие деньги. И политика, конечно, ведь полет «Челленджера» был так широко разрекламирован! Вечером в день запуска – большое телевизионное интервью Рейгана, в котором он собирался рассказать о проекте «Учитель года» и его победительнице, астронавте Кристе Маколифф…

Полеты по программе «Шаттл» НАСА вынуждена была прекратить на 32 месяца. Несколько ведущих астронавтов в знак протеста против политики руководства покинули ассоциацию. А потом для НАСА вообще настали тяжелые дни. На катастрофу «Челленджера» наложилась целая серия аварий с беспилотными ракетоносителями, тут еще вскрылись серьезные ошибки при проектировании космического телескопа «Хаббл». Пошли даже разговоры о том, что организация нуждается в серьезном реформировании

Но НАСА выстояла, а катастрофы все равно случаются.

Есть те, кто достаточно хладнокровно говорит о том, что человечество, покоряя космос, платит «неизбежную дань». Любая катастрофа позволяет извлечь уроки, исправить недостатки, и – двигаться вперед. Формально – не придерешься.
Вот, например, после гибели «Союза – 11» на корабли вернули скафандры и поставили устройство с кислородом. Пришлось даже «сократить» третьего члена экипажа, некоторое время летали только вдвоем. Потом – прогресс опять подоспел.
Так и с «Челленджером». Конструкцию боковых ускорителей изменили, добавили третье кольцо уплотнителя, появилась и система спасения.
В общем, выводы сделаны, уроки извлечены. Вот только… Миллионы американских школьников ждали совсем другого урока. Его обещала провести прямо там, на орбите, обычная учительница из Бостона, мать двоих детей Криста Маколифф.


Автор: Мурат Куриев
Фото: NASA
Понравилось?
Поделись с друзьями!
~
читайте также